Полезно взглянуть на сеть сообществ как на этнос. Такой подход позволяет понять ряд социальных процессов, происходящих внутри групп сообществ.

Не существует исчерпывающего определения, что такое этнос. Гумилёв в книге «Этногенез и биосфера земли» также отмечает данный факт. К этносу можно отнести достаточно разные формы общности людей. В частности, Гумилёв рассматривает дореволюционную аристократию России как отдельный этнос со своим языком (французский + русский) и культурой. Поэтому сеть (группу) сообществ можно рассматривать как этнос со своими инструментами коммуникаций («язык») , средой общения, нормами поведения и внутренней культурой. Автор проекта «Дару-Дар» (видео , 20:11) также рассматривает участников своего проекта как современный этнос.


Этнос вместо децентрализованного государства

В интернете можно найти достаточно много информации посвящённой обществу без государств, либо децентрализованному государству. Вот только реализации таких форм обществ остаются только в статьях и утопических романах. Этносы же существовали всегда и изначально являются достаточно децентрализованными системами. Так может лучше создавать новые современные этносы, а не децентрализованные государства?


Язык как основа этноса

Большинство этносов имеют свой язык, либо диалект. По сути, язык является инструментом коммуникаций и носителем культуры/мировоззрения. У сети сообществ также есть свой язык. Это семантический язык , с помощью которого сообщества коммуницируют между собой. Данный «язык» имеет ряд своих особенностей, которые формируют уникальную среду общения. На социальную среду в сети сообществ очень сильное влияние будет оказывать антология языка , определяющая набор понятий которыми можно обмениваться при коммуникации. Например, в Английском языке есть такие понятия как policy и privacy. В русском языке нет точного аналога данным словам, а в самой русской культуре слабо развиты такие явления как уважение к частной жизни (privacy) и гражданская инициатива на локальном уровне (policy).

Показательным примером инструмента коммуникаций, выступающего в роли одного из объединяющих факторов, является китайская письменность. Китай состоит из субэтносов , каждый из которых имеет свой язык либо диалект. Для коммуникации представителей разных субэтносов была создана китайская письменность. Её особенность заключается в том, что каждый иероглиф несёт в себе не звук, а смысл. Поэтому люди говорящие на разных языках могут понимать иероглифы. Более понятной аналогий того, что представляют из себя иероглифы - являются цифры. Когда мы видим символ «7» то мы понимаем что это «семь» а англичанин понимает что это «seven». И нам не надо изучать другой язык, чтобы понять математические формулы написанные иностранцем.


Уникальная среда

Одним из главных факторов возникновения этносов является уникальная среда обитания общности людей. До развития интернета на место жизни и среду любой общности людей существенное влияние оказывали географическое расположение и климатические особенности. Сейчас же, при развитии интернета появляется возможность формирования новой среды для коммуникации и жизни «этноса». У сети сообществ формируется своя, отличающаяся от окружающего мира социальная среда. В ней можно выделить несколько существенных особенностей: 1) Жизнь в городских сообществах. В отличии от атомизированного окружающего общества. 2) Использование семантического веба для коммуникаций. Данная технология существенно повышает уровень информационного обмена и подразумевает культуру открытости. 3) Не привязанность к конкретному государству. В первую очередь в культурно-идеологическом плане.




Другие публикации: