Рассмотрим конкретные примеры сервисов, которые можно запускать в каждом отдельном сообществе или группе из 7-10 сообществ.


Сервис проката вещей редкого пользования

В данном сервисе можно взять на прокат почти любую вещь редкого пользования – спортивный инвентарь, туристический инвентарь, инструмент для ремонта, новый дорогой гаджет (vr очки например) и т.п.

Забронировать вещь на своё имя можно через единый онлайн сервис сообщества, а забрать рядом с Gathering place. То есть по удобству использования такой сервис близок к владению этими вещами. Инвестиции на покупку прокатных вещей привлекаются от участников сообщества. То есть члены сообщества вместо покупки 1-2 дорогих вещей редкого пользования - отдают эти деньги сервису проката и получают доступ к 50-70 вещам редкого пользования. Что позволяет не захламлять свой дом, и в тоже время иметь возможность при необходимости взять на время нужную в данный момент вещь.

У сервиса проката, созданного в рамках сообщества (или группы сообществ) есть ряд преимуществ перед аналогичным коммерческим заведением:

  • Организационно это проще, так как нет расходов на бухгалтерию и маркетинг а также существенно меньше расходов на администрирование такого сервиса, так как он является частью общей системы сообщества.
  • Прокатные вещи в сообществе будут существенно реже ломать, что сократить себестоимость проката.
  • Привлечь инвестиции на закуп вещей от сообщества проще, чем взять кредит или аналогичным образом собирать у клиентов из числа широкой публики.


Сервис попутчиков для ежедневных поездок на работу

Были неоднократные попытки создать такой сервис, но он оказался не сильно востребованным и экономически нецелесообразным для разработчиков.

В рамках сообщества такой сервис реализовать более реально, так как участники сообщества будут подвозить не случайных людей – а своих знакомых. Также такой внутренний проект не нуждается в монетизации, и поддерживается самими сообществами.


Совладение коммерческими заведениями

Хорошо посещаемое коммерческое заведение окупается за 4-6 лет (16-25% годовых + компенсация инфляции). Основной риск при покупке такого заведения общего пользования – это уменьшение потока клиентов. Но если такое заведение покупают в складчину около 300-500 собственников, то минимальный поток уже будет обеспечен самими владельцами.

Купленное вскладчину заведение (сауна, пейнтбольный клуб, бильярдный клуб и т.д.) может быть сдано в аренду частному предпринимателю на условиях, что вместо арендной платы он обеспечивает ремонт помещения + бесплатные посещения (ограниченные по времени) для совладельцев заведения.

Посещать одно и то же заведение каждый месяц может надоесть. Поэтому можно обмениваться бесплатными часами заведения с другими аналогичными владельцами. Таким образом, имея долю в 2 заведениях, можно бесплатно посещать 2 раза в месяц любые из 6-10 заведений. Все расчёты по обмену часами и бронированию можно осуществлять в онлайн режиме, это потребует минимум оперативных трудозатрат и позволит масштабировать систему почти до любых размеров.


Коллективные/кооперативные закупки

Вместе со складом сервиса проката также можно дополнительно в нём же сделать пункт выдачи товаров, покупаемых вскладчину на принципах потреб. кооператива. Только в отличие от классических кооперативов такой сервис будет более удобен и похож по функционалу на интернет магазин. В нем можно сформировать заказ через корзину и забрать его в удобное время, когда решишь посетить Gathering place.

Через данную систему можно закупать продукты, в том числе и напрямую у фермеров.


Приготовление еды

Еду можно не только закупать в складчину, но и централизованно приготовлять. Вообще самостоятельное приготовление еды – крайне неэффективное решение. Лучше снять небольшое помещение и готовить еду для всех участников сообщества. Опять таки, как некоммерческое предприятие «для своих» такое заведение на порядок проще сделать по сравнению с открытием отдела кулинарии с готовой едой. И цены соответственно в таком предприятии будут ниже.

Помимо самого процесса приготовления такой сервис можно дополнить системой контроля питания, в которой для каждого человека будет подбираться оптимальный рацион.


Образовательные и спортивные секции

Организационно многие образовательные курсы и большинство спортивных секций являются достаточно простыми проектами. Для них нужны помещение и тренер. Помещения в большинстве городов представлены в избытке с почасовой оплатой. Остаётся только найти тренера и вскладчину оплатить его работу.

Курс английского языка могут проходить в помещении сообщества. Дополнительным расходом будет только почасовая оплата работы преподавателя. Информацией о качестве работы которых сообщества могут обмениваться между собой и формировать базу проверенных педагогов и тренеров. По сути, когда человек записывается в спортивную секцию - то он чаще всего идёт к определенному тренеру, и при этом не столь принципиально в каком фитнес клубе он на данный момент работает.


Кохаузинг

Коха́узинг (англ. Cohousing) — вид жилищного сообщества, подразумевающий значительную долю бытовой взаимовключённости членов сообщества.

Отличие кохаузинга от классической коммуналки в том, что такое совместное проживание формируется на базе знакомых друг с другом людей. Также кохаузинг подразумевает совместную разработку проекта или концепции места совместного проживания. В результате такое место создается с учётом пожеланий и потребностей большинства участников.

В рамках сообщества сделать проекты в сфере кохаузинга на порядок проще, чем с нуля собирать участников которые не знакомы друг с другом и не имеют достаточного доверия, которое может сформироваться только в процессе совместной деятельности.

В кохаузинге не обязательно должно участвовать всё сообщество. Совместно проживать может только часть участников, которым это интересно.


LETS

Local Exchange Trading System (Торговая Система Местного Обмена) в сообществе может выступать в роли системы учёта взаимопомощи участников. Важным отличием данной валюты является её локальный характер (одно сообщество или группа сообществ) и высокий уровень социальной составляющей. То есть данная валюта предназначена для учёта взаимопомощи а не для ведения коммерческой деятельности. Соответственно её наличие стимулирует социальное взаимодействие участников.

Пример услуг, которые могут предоставляться в рамках LETS: помощь с переездом, консультирование, мелкий ремонт, репост записи в свою ленту vk, услуги стрижки и макияжа и т.д. То есть те виды услуг, которые близко знакомые люди обычно делают бесплатно.

Часто вокруг одной только системы LETS формируются целые локальные сообщества. Что является подтверждением эффективности данной «валюты» в качестве инструмента усиления социальных связей в сообществе.




Другие публикации: