Современная форма интернета (www, html) изначально создавалась для удобного обмена научными публикациями. Для этого потребовалось создать единый формат описания страниц текста, так как подавляющая часть научных данных того времени - это набор бумажных страниц. Поэтому появился язык html, который хорошо описывал всего один необходимый для коммуникаций объект - текстово-графическую страницу. Также в научной среде часто использовались ссылки на работы других ученых, поэтому была создана системы гиперссылок, позволяющая ссылаться на дргуие страницы. Для реализации возможности ставить ссылки была необходима система адресации страниц, поэтому возникла DNS система с доменами и привязанными к доменам страницами.

В совокупности, такая модель интернета, это информационные коммуникации в рамках одного типа описываемого объекта - текстово-графической страницы. Что может быть достаточным для обмена научными публикациями, но не очень подходит для социальных и экономических коммуникаций.

Для эффективной системы онлайн коммуникаций выходящей за пределы обмена текстовыми публикациями, необходимо существенное расширение описываемых объектов, типов связей между ними и системы адресации.

В такой объектно-ориентированной коммуникационной среде система адресации строится преимущественно не на доменах, а на регистрируемых объектах различного типа. Например, такими объектами могут быть пользователь, компания, сообщество, государственная или общественная организация. Каждый такой объект имеет свой уникальный адрес - URI (Uniform Resource Identifier). При этом URL является частным случаем более общего термина URI и ограничен системой DNS.

Чтобы сослаться на любой объект, необходимо поставить ссылку на корневой зарегистрированный объект, к которому привязан данный объект и далее ссылку на сам объект. Например, чтобы сослаться на комментарий, необходимо указать ссылку на пользователя (который зарегистрирован как независимый объект, также как домен), а затем на один из его комментариев.

Типов связей в объектно-ориентированной системе коммуникаций может быть большое количество, в отличии от “страничного” интернета.

Объектно-ориентированная информационная система снижает потребность в частных коммуникационных платформах (социальные сети, блог платформы, доски объявлений, товарные площадки) и делает информационную среду более децентрализованной, гибкой и эффективной. Главная задач платформ - это хранение информационных объектов в своей базе данных и выдача их пользователям в платном формате или за просмотр рекламы. Если жи система описания объеков (пост, объявление, товар, коммерческое предложение) будет частью информационной среды (как html) то для публикации объектов в сети и их просмотра не потребуются сторонние платформы (а только вспомогательные, легко заменяемые интерфейсы).

Создание такой объектно-ориентированной системы существенно сложнее чем разработка html и dns. Так как перечень описываемых объектов и их сложность на порядки выше чем в html.

Чтобы пользоваться такой системой, важно понимать - что это не набор страниц, а распределенная база связанных объектов. И коммуникации в рамках данной среды сводятся к чтению опубликованных объектов и добавлению/редактированию своих объектов в сети. Что отличается от интернета, где коммуникации в основном сводятся к чтению страниц и больше похожи на печатно-газетную информационную среду.




Другие публикации: