Одним из методов формирования социальной среды в сообществах является копирование некоторых решений из других культур. Такой подход позволяет не изобретать велосипед , а использовать уже накопленный опыт других групп людей и найденные ими решения.

Евреи как объект изучения являются очень интересным примером устойчивой децентрализованной социальной системы, которая бОльшую часть истории не имела собственного государства. Рассмотрим несколько инструментов, используемых в еврейской культуре, которые можно применять для построения децентрализованной социальной среды:


Жизнь в сообществах

Еврейские общины являются инструментом сохранения этнической культуры и налаживания социально-экономических связей. Община заменяет систему государственного правосудия, заставляя членов общины соблюдать установленные в этносе законы. Это позволяет решать внутренние конфликты без обращения в государственные судебные институты.

Благодаря общиной жизни, евреи не ассимилировали на протяжении тысячелетий проживая в окружении других культур. Они предпочитали платит существенный налог (до десятков процентов) правителям страны проживания за право исповедовать свою религию. И помимо этого, дополнительно поддерживали жизнедеятельность общины через стандартную десятину. А способны ли обычные люди на такой уровень самофинансирования, что бы оставаться свободными и независимыми?


Институт книжных мудрецов

В еврейской общине раввин является очень начитанным человеком. При этом почти все прочитанные им в ходе образования книги несут в себе жизненный опыт поколений и информацию о религиозных традициях. Общее время образования, которое необходимо, чтобы стать раввином составляет 25 лет! За это время раввин изучает огромный объём книг. Обычный человек, занятый работой, просто физически не в состоянии прочесть и глубоко изучить такой объём книг. Поэтому раввин занимается консультированием членов общины на основе полученных книжных знаний.

Современным аналогом раввина можно назвать бизнес консультантов и коучей. Обладая большим количеством теоретических знаний и методиками общения с людьми, они помогают обращающимся к ним людям решать ряд жизненных задач. Только в отношении консультантов и коучей есть одна существенная проблема. Им мало кто доверяет, потому что среди них слишком высок процент словоблудов. Раввин же годами зарабатывает доверие и не нацелен на продажу своих советов за неадекватные деньги. Поэтому «книжный мудрец» в сообществе существенно более удобная форма использования знаний, чем коуч или консультант.


Профессиональная специализация

Многие экономически успешные этносы имеют специализацию, что в современном глобальном мире стало очень актуально. Например, японцы хорошо умеют производить сложные потребительские товары. И данная способность проистекает из их культуры непрерывного совершенствования (Кайдзен).

Евреи всю свою историю проживали преимущественно в городах. При этом, зачастую они не имели возможности заниматься распространенными видами деятельности – земледелим и животноводство. Поэтому большая часть евреев занималась интеллектуальным трудом. В результате такая специализация позволила им стать одними из самых преуспевающих представителей финансового сектора в современном мире.

Аналогично и сообществам на уровне культуры необходимо выбрать определённую специализацию. Желательно, чтобы она была наиболее перспективна в будущем. И такими наиболее перспективными специализациями являются интеллектуальный технический и управленческий труд.


Использование коммуникационных технологий

Несколько веков назад умение читать было не настолько повсеместным как сейчас. Среди евреев же грамотность была распространена намного больше, чем у других этносов. Умение читать и писать существенно повышает уровень обмена информацией как человека там и этноса в целом. Поэтому в прошлых веках умение читать могло являться «конкурентным преимуществом» для этноса.

Во времена распространения книг они были не очень популярны среди широких масс населения. Родители предпочитали, что бы дети занимались полезной работой и приобретали нужные навыки по работе в поле, а не сидели за книгами. Аналогичная ситуация сейчас происходит в отношении информационных технологий. Нынешнее поколение родителей, плохо понимающее как взаимодействовать с современным интернетом, пытается просто запретить своим детям его использование. А ведь умение правильно использовать сетевые технологии может являться для сети сообществ таким же конкурентным преимуществом как когда-то являлось умение читать. И под «умением использовать» подразумевается не навык использования социальных сетей и стандартных веб сайтов, а использование более сложных и более эффективных информационных систем, таких как блокчейн и децентрализованные социальные сети. Использовать их без специальных знаний довольно затруднительно.




Другие публикации: