Речь пойдёт не об утопических идеях общества без денег, а про одно из социальных явлений, которое существует параллельно денежной экономики.


Альтернативная теория происхождения денег

Согласно наиболее распространённой теории возникновения денег – источником их происхождения являются бартерные сделки. В альтернативной теории, деньги произошли из процессов взаимного дарения. Когда у человека появились излишки, которые он не мог потребить – то он дарил их соседу. В другой раз наоборот, сосед одаривал в ответ. Постепенно начал появляться учёт таких подарков…

Подобная ситуация «учёта подарков» существует в природе у одного из видов летучих мышей. Вылетая ночью за едой, они за один раз могут добыть еды больше, чем способны съесть. Поэтому каждую ночь из пещеры вылетает только часть мышей. Прилетев обратно, они кормят сородичей, которые либо не смогли добыть себе еды, либо не летали за добычей. Если какая-либо особь решит не летать за едой, а будет только «принимать подарки» - то сородичи это учтут, и перестанут её кормить.


Сервисы дарения и конвертация подарков

Сервисы дарения относительно популярны в интернете, среди прочих сайтов с социальными механиками. Самый популярный сервис данной категории – проект ДаруДар. Одна из причин успешности данного сервиса – внутренний рейтинг участников. Человек, дарящий подарки, тем самым зарабатывает баллы, которые повышают его социальный статус внутри сервиса, и увеличивают шансы получить подарки от других участников.

Получается, что происходит конвертация подарков в социальный капитал! То есть, например, у человека есть ненужная вещь, которая стоит меньше чем время, которое потратится на её продажу. В результате такую вещь проще отдать. Но, если отдавать её не просто так, а внутри информационной среды нового этноса – то этот акт дарения повлечёт за собой рост социального статуса дарящего внутри сообщества и всего этноса.

По сути, «учёт подарков» существовал всегда. Никто не делает подарки, без косвенной личной выгоды. В ситуации социального семантического веба (среды общения нового этноса), учёт таких подарков становиться более прозрачным и в результате растёт эффективность процессов дарения и традиции подарков.

С точки зрения всей сети сообществ (этноса) возникает сразу несколько выгод:

  • Рост социального капитала. С ростом «рейтинга» каждого отдельного участника – растёт социальный капитал всей системы.
  • Увеличение социальной активности. Процесс дарения подразумевает личную встречу, общение, благодарность. Что увеличивает (пусть и не сильно) уровень очного знакомства и доверия среди участников сообществ.
  • Снижение количества потребляемых товаров. При обмене вещами – снижается потребность в новых вещах. А это означает уменьшение потока денег во внешнюю среду.
  • Получение опыта коллективного использования вещей внутри сообщества.

Учёт подарков позволяет обменивать вещи на мелкие услуги. Сегодня вы подрали что-либо человеку, а в другой раз он помог вам в сети советом, поддержал ваш проект либо стал первым клиентом бизнеса. И такое возможно только в семантическом социальном вебе, где рейтинг един на всю сеть. В отличие от интернета, где подарки сделанные на ДаруДар никак не повлияют на ваш рейтинг на других сайтах, например на фриланс сайте. Поэтому и мотивация к подаркам на порядок ниже.

На уровне отдельного сообщества процессы дарения также могут использоваться с выгодой…
Дать безвозмездно что-либо человеку - хороший способ мотивировать его на ответное действие. Если недавно вступивший в сообщество человек - получает подарок от другого члена сообщества, у него возникает моральный долг перед сообществом. А это усиливает лояльность и инициативность нового участника. Подобный приём часто используется различными организациями. Например, кришнаиты дарят прохожим цветок, в результате возрастает объём собираемых на улице пожертвований. У людей на уровне инстинктов заложено желание отблагодарить дарящего.




Другие публикации: